Маори – moko
Из-за высоко организованного племенного сообщества и классовой природы древнего общества Маори, moko имел большой статус в пределах общества Маори, и moko использовался, чтобы дифференцировать людей из разных племен, отдельных людей и сообществ, а также разделять людей с разными социальным статусом. Было достаточно изменений в племенных стилях Маори, что предполагало возможность определения региональных или племенных сообществ, основываясь на образцах и на размещении moko на теле. Для некоторых племен moko также указывал разряд, генеалогию и даже занятие владельца. Основной всего этого было понятие «престижа», поскольку основой тату было то, что его нужно было показывать другим, и оно свидетельствовало о том, что человек вынес и пережил испытание болью. В течение нескольких лет после прибытия европейцев на Aoтeaрoa/Те Вайпоунаму, многие Маори подписывал различные юридические документы, например названия земли, используя знаки, вытатуированные на их лице, поскольку рисунки moko были полностью индивидуальными у всех людей. Возможно самая известная в мире полинезийская татуировка – это moko у народа Маори. Однако, для мужчин, самые видные области были лицом, бедрами и ягодицами, подобно Полинезийскому pe'a. Женщины были также татуированы на других частях тела, включая руки, живот, бедра, и область промежности.
В то время как многие детали Маори - moko, были похожи на puhoro, и применялись в других культурах Полинезии, moko в целом был неповторимым, используя процесс нанесения татуировки, который является уникальным во всем мире. Рисунок был фактически «выгравирован» на лице. Uhi, часто сокращаемый в размере до одной восьмой дюйма на теле. Есть зарегистрированные случаи, когда uhi был фактически проколот через щеку или ноздрю. После того, как начальный разрез для чернил - moko был сделан, пигмент втирался в открытые разрезы или в старые разрезы в зазубренных uhi. Заключительная заживляющая стадия ухода за moko также содержала свои собственные тайны. Это уникальное целебное явление, возможно, было определено качествами используемых чернил, которые были сделаны особым образом. Рассматривая большую широту форм, используемых в Полинезии, интересно отметить, что спиральный мотив был найден только среди Маори Aoтeaрoa/Те Вайпоунаму. Полный стиль moko был криволинеен и проходил по естественным кривым человеческого тела. Среди Маори спиральные мотивы (называемые koru) были очень распространены. Два самых общих значения спирали были - pitau (разворачивающаяся ветвь папоротника), или pito (пуп или пупок). Использование спирали в создании тату подразумевало новое начало или будущее.
Только в середине и в конце 1980-ых годов, moko начал становится снова популярным и появились новые тату-рисунки среди Маори. Сегодня, большинство тату-мастеров происходят с Aoтeaрoa/Те Вайпоунаму, используют машинку для татуировок, применяя традиционные moko мотивы. При использовании машинки художник в состоянии работать с большей скоростью и обычно в состоянии создать более сложный дизайн татуировки. Эти татуировки являются wero (вызов) для доминирующей культуры Западного мира, которая распространена в настоящее время среди обществ Маори. Так же, как в прошлом татуировка является неотделимой семейной реликвией, которая не может быть выведена или уменьшена, независимо от событий происходящих в жизни человека. Таким образом, в то время как moko являются большими по объему и непонятными в своих оригинальных значениях для большинства населения, они все еще являются важной частью жизни населения и способствуют созданию идентичности и самоидентификации Маори.
|